Статистика дорожных происшествий!
Статистика дорожных происшествий с участием несовершеннолетних демонстрирует постоянный рост, в связи с чем возникает закономерный вопрос: почему это происходит и что необходимо делать в данной ситуации?
В обществе не сформировалась позиция родительской ответственности и родительского контроля за поведение своих детей на дороге. В большинстве родители данную задачу возлагают на плечи школы и ОВД. Однако, отец и мать сегодня должны усвоить: именно они несут ответственность за поведение своих детей на дороге, а также за свое собственное поведение, которое зачастую противоречит всему тому, что учит школа и инспектор ГАИ, приходя в класс.
Наиболее распространенные ошибки несовершеннолетних пешеходов, ставшие причинами ДТП:
- переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;
- неожиданный выход из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю;
- нахождение малолетнего без сопровождения взрослых;
- отсутствие фликера на верхней одежде в темное время суток.
Часто в густонаселенных городах причиной наезда на несовершеннолетних пешеходов становится недисциплинированность водителей и непропуск детей, идущих по пешеходным переходам.
По информации психологов, дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.
Дети часто смотрят лишь в одном направлении. У ребенка дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже примерно определить расстояние до приближающегося автомобиля, а также его скорость. Дети еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя.
Более того, в экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в панику.
Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, под воздействием нахлынувших эмоций часто он просто не замечает транспортное средство.
Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.
В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. Срабатывает так называемое «коллективное чувство»: вести себя так же, как и другие.
Детей надо учить не столько Правилам дорожного движения, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. Знание Правил обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
Для безопасности дорожного движения большое значение имеет одежда ребенка, а также иные аксессуары, широко распространенные в среде детей и подростков (наушники). Кто из родителей всерьез задумывался над тем, что капюшон, зимняя шапка, плотно завязанные шарфы сковывают и ограничивают движение, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо знать и помнить, а также контролировать, когда ребенок выходит за пределы квартиры или привычного двора.
Родитель может и должен вырабатывать у ребенка инстинкт самосохранения. Покажите ему нарушителей пешеходов в условиях реальной дороги. Проанализируйте ситуацию вместе. Такое действие произведет больший эффект, чем заучивание правил наизусть. Но не допускайте запугиваний опасностями, которые могут предостерегать вашего школьника. Это неэффективно!
Самое главное, не нарушайте Правил дорожного движения сами. И это, как показывает практика, самое сложное. С точки зрения ребенка родители - образец поведения, а все, что делают мама и папа –правильно и единственно верно. И сколько бы в школе учитель не рассказывал о трагедиях при неправильном переходе улицы, если с папой и мамой такой переход является нормой, у ребенка вырабатывается твердое убеждение: со мной ничего плохого не случится.
Нарушая правила, вы, уважаемые родители, закладываете основу будущей трагедии.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения необходимо сформировать у них три основных навыка поведения, которые помогут ребенку ориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ребенок должен усвоить, что выходя на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать спокойствие и не отвлекаться на посторонние вещи.
Все члены ваших семей должны быть четко проинструктированы о правилах поведения. Даже один автомобиль на дороге может проехать по вашей жизни.
Здоровье и безопасность детей – территория ответственности и контроля родителей!